Способы контроля акцизных марок: как избежать проблем с продажей алкоголя

 Делегирование вины.png

Согласно статистики ФС РАР оборот контрафактного алкоголя в нашей стране составляет 30-40% от легального оборота. Продажи алкоголя существенно превышают производство вместе с импортом. Согласно данным агентства ЦИФРРА в 2014 г. продано 120 млн дал водки, а произведено и импортировано 80 млн дал. Кроме того, в 2015 г. впервые с 2000-х гг. поступления от акцизов на алкоголь снизились: по данным Федерального казначейства, 179,8 млрд руб. за 8 месяцев, на 12,5% меньше, чем за тот же период 2014 г. В этом году это стало особенно заметно, т.к. впервые была заморожена сумма акциза на алкоголь. Ведь раньше падение продаж компенсировалось увеличением стоимости акциза.

Другая статистика говорит, что за период с 2007 по 2014 год только по городу Санкт-Петербургу потребление водки и пива сократилось в три раза. И ведь никто не сомневается, что у нас не стали меньше пить.

Внедрение ЕГАИС в розницу должно перекрыть каналы сбыта для такой контрафактной продукции. Ситуацию усугубляет тот факт, что вся ответственность за обнаруженную контрафактную продукцию лежит на ее владельце. Это означает, что если магазин купил у поставщика или производителя контрафакт, то он стал его владельцем, а значит и ответственность будет на нем. Да и поймать контрафакт с 1 июля 2016 года можно будет прямо на кассе, которая будет сообщать в ЕГАИС данные по проданным акцизным маркам. И если через магазин прошла "левая" акцизная марка, то вина за такую продажу будет возложена на магазин, а не на поставщика или производителя. Поэтому совершенно понятно, что сейчас начинается настоящая гонка контрафакта – те предприятия, которые сомневаются в чистоте хранящегося у них алкоголя постараются избавиться от него до лета следующего года. Производители будут стараться отгрузить такую продукцию со своих складов дистрибьюторам, а те, в свою очередь, поспешат максимально быстро продать ее рознице. И чем ближе к лету 2016-ого года, тем выше будут ставки в этой гонке.

Чтобы понять, чем грозит владельцам магазинов и ресторанов закупка непроверенного алкоголя у поставщиков рассмотрим варианты ответственности, которая может наступить при выявлении такой продукции именно у них. Варианта тут два:

Моргала выколю.jpeg

  1. За оборот алкогольной продукции без маркировки или с нарушенной маркировкой наступает административная ответственность по ч.4 ст.15.12 КоАП РФ. Штраф по этому нарушению от 200 до 300 тысяч рублей с конфискацией алкогольной продукции. 
  2. За использование заведомо поддельных акцизных марок грозит уже уголовная ответственность по статье 3271.1 УК РФ, предусматривающая штраф, обязательные или исправительные работы либо арест. 

Как видим разница между административной и уголовной ответственностью, поэтому в первую очередь при приемке алкоголя от поставщика нужно обращать внимание на подлинность акцизной марки. Потому что даже ее отсутствие карается гораздо меньше, чем наличие поддельной акцизной марки. Проверить подлинность акцизной марки не сложно, потому что этот элемент имеет 18 степеней защиты. Почитать подробнее о том, как это сделать можно в брошюрах, размещенных на сайте ФСРАР. Вот ссылка на инструкцию по проверке Федеральной Специальной Марки, которую используют производители алкогольной продукции, а вот ссылка на проверку Акцизной Марки, которую используют импортеры.

Собака подозревака.jpg

Но даже в тот случае, если вы выяснили, что марка, которая наклеена на алкогольную продукцию самая настоящая, еще не говорит о том, что данная бутылка не контрафактная. Ведь себестоимость самой марки не так высока, и равна примерно 1,8 руб. А вот акциз для импортеров и производителей стоит существенно дороже. Поэтому в России и получили хождение бутылки алкогольной продукции, с самыми настоящими марками, напечатанными на Госзнаке, но при этом с поддельными или недействительными акцизами. Ответственность за продажу такой продукции – административная. Однако штраф за такое нарушение очень велик, а повторные нарушения могут привести к отзыву лицензии на право торговли алкоголем. Поэтому после того, как вы убедились в подлинности акцизной марки еще нужно проверить, зарегистрирована ли эта марка в ЕГАИС по тому штрикоду, который на ней напечатан. Понятно, что при этом сам штрихкод должен быть качественным, нанесенным на ровную поверхность и быть доступным для чтения специальным двумерным сканером штриховых кодов.

Личный кабинет 2.png

Проверить легальность акцизной марки можно двумя способами: 

  1. Через «Личный кабинет» в ЕГАИС, который позволяет сформировать запрос на проверку акцизной марки по ее коду. Сделать это можно со стационарного компьютера, имеющего подключение к ЕГАИС, т.е. с ключом JaCarta, на который записана ваша квалифицированная электронная подпись (КЭП) и сертификат RCA, привязанный к ключу и подписи. Кроме того, на этом ПК понадобится иметь двумерный сканер штриховых кодов для считывания штрихкода с акцизной марки. При этом каждую проверяемую бутылку нужно будет подносить к этому компьютеру. 
  2. Воспользоваться специальным терминалом сбора данных, сертифицированного для прямого подключения к ЕГАИС. На данный момент такую сертификацию прошли всего 4 модели терминалов. Проверка марки осуществляется с помощью специальной программы «CheckMark 2», разработанной специалистами ФГУП «ЦентрИнформ». Вам будет необходимо просканировать оба штрикода, расположенного на акцизной марке, после чего терминал сформирует прямой запрос в ЕГАИС и сразу вернет ответ о том, существует ли такая акцизная марка в его базе данных, а также к какой именно алкогольной продукции какого поставщика она привязана.
ChekMark2.png

Что может произойти, если такую проверку не делать? В этом случае уже с 01.07.2015 года, после того, как вступит в действие запрет на розничную продажу алкогольной продукции без ее регистрации в ЕГАИС, ваша кассовая программа при продаже такой непроверенной бутылки сама сформирует нужный запрос и отправит его в ЕГАИС. Продажа алкоголя без такого подключения к ЕГАИС будет приравнена к продаже контрафактной продукции. Но в отличии от терминалов сбора данных и «личного кабинета» ЕГАИС кассовая программа не будет иметь прямого подключения к системе. Обмен данными она будет осуществлять только через специальный «универсальный транспортный модуль», который для ускорения процесса обслуживания покупателей не ждет ответа от ЕГАИС, а разрешает продажу алкоголя сразу после того, как он получит запрос от кассовой системы. Это означает, что кассовая программа получит разрешение на осуществление продажи данной конкретной бутылки, кассир закроет чек, а довольной покупатель уйдет из магазина с купленным алкоголем еще до того, как ЕГАИС обработает присланный ему УТМ запрос на регистрацию продажи. И в том случае, если присланная ему акцизная марка не числится в базе данных ЕГАИС, система вернет отказ в регистрации продажи. Но ведь кассовая программа об этом узнает уже после того, как потенциально контрафактный товар продан покупателю, и он уже мог давно покинуть ваш магазин. Это означает, что противоправное деяние уже состоялось, и его факт оказывается записан в протоколы обмены кассовой системы с ЕГАИС. Вот почему важно уметь выявлять такой алкоголь до того, как он оказывается на кассе и в руках покупателя.

Источник http://sb-sale.ru

---